Минэкономики подготовило пакет документов для запуска в РФ рынка углеродных единиц: проект постановления правительства о назначении Национального расчетного депозитария оператором реестра углеродных единиц, законопроект о введении процедуры верификации результатов климатических проектов и поправки к Налоговому кодексу об освобождении от налогов оборота углеродных единиц и расходов компаний на климатические проекты. Запуск нового регулирования запланирован на 2023 год, пока прототип углеродного рынка в рамках «пилота» обкатывается на Сахалине. Эксперты приветствуют льготы и детализацию регулирования, но отмечают, что до полноты ему далеко.

В проекте постановления правительства Минэкономики предлагает назначить оператором реестра углеродных единиц АО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) — выбор ведомство объясняет опытом НРД в операциях с финансовыми активами, «аналогичных операциям, которые должны совершаться в реестре» и его готовностью «создать и вести реестр углеродных единиц за счет собственных средств и ресурсов».

Напомним, углеродные единицы — это инструмент закона о сокращении выбросов парниковых газов, они выпускаются при сокращении компаниями выбросов ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и «зачтены» им при оценке их негативного воздействия на окружающую среду. При принятии закона бизнес критиковал отсутствие механизмов проверки достоверности углеродной отчетности компаний, а также экономических стимулов для реализации климатических проектов (см. “Ъ” от 2 июня), теперь наработки Минэкономики эти пробелы закрывают.

Так, для контроля валидности единиц сокращений выбросов, предлагаемых компаниями, министерство предлагает внести в закон норму о верификации данных о них в отчетах о выбросах парниковых газов или о результатах климатических проектов.

Поправки требуют: «для выпуска в обращение углеродных единиц отчет о реализации климатического проекта подлежит верификации». Проводить ее предлагается неаффилированным с авторами отчетов юрлицам, аккредитованным в национальной системе аккредитации.

Для создания «благоприятных налоговых условий» для климатических проектов и участников оборота углеродных единиц Минэкономики подготовило поправки и к Налоговому кодексу. Их цель — освободить от НДС работы и услуги, необходимые для создания и обслуживания основных средств при реализации климатических проектов, передачу самих углеродных единиц, а также разрешить вычет входного НДС по расходам на реализацию климатического проекта, верификацию его результатов и участие в обращении углеродных единиц. Доходы от обращения единиц предлагается освободить и от НДФЛ, а в налоговой базе по налогу на прибыль разрешить учитывать все расходы, возникающие в процессе реализации климатических проектов, и не включать в нее доходы от выпуска и зачета углеродных единиц и прибыль от их продажи. При этом сохранится право учитывать убытки от таких операций, а также расходы на приобретение углеродных единиц при их дальнейшем зачете. Аналогичные нормы предлагается распространить на единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения.

«В контексте принятого недавно закона об ограничении выбросов парниковых газов поправки в Налоговый кодекс представляются последовательным шагом, соответствующим общему политическому курсу на декарбонизацию. РФ обладает высоким потенциалом реализации климатических проектов, и в условиях, когда эффективность климатических проектов по снижению налоговой нагрузки в рамках СВАМ ограниченна, меры налогового стимулирования могут стать драйвером реализации инициатив бизнеса по сокращению выбросов парниковых газов»,— говорит Владимир Лукин, директор группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ.

Налоговые меры «должны существенно облегчить и реализацию таких проектов, и торговлю полученными единицами», соглашается директор, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития EY в России Сергей Дайман.

«Но пока еще предстоит создать признаваемые критерии климатических проектов, рыночные инструменты для монетизации, механизмы торговли углеродными единицами — пока это красивый кусок несобранного пазла»,— отмечает он. Напомним, сейчас эксперимент по торговле квотами на выбросы реализуется лишь на Сахалине (см. “Ъ” от 8 июля) — критики отмечали, что в основном он касается перевода энергетики острова на газ и в отсутствие низкоуглеродной стратегии содержит мало по-настоящему зеленых проектов.

КоммерсантЪ

Версия для печати

Ранее

20.09.2024 14:43Энергокомпании предложили изучить перераспределение штрафов в энергетике

Энергокомпании РФ предложили создать фонд перераспределения штрафов в энергетике



20.09.2024 09:33Сергей Павлушко: до 2042 года в России требуется ввести 91,2 ГВт новой генерации

20.09.2024 09:04Долгосрочный резерв мощности – один из вариантов решения проблем инвестиционного планирования

20.09.2024 08:49Сергей Цивилев: «Отраслевая стандартизация ускорит достижение технологического суверенитета»

Сергей Цивилев: «Отраслевая стандартизация ускорит достижение технологического суверенитета»

22.05.2024 17:39На площадке Ассоциации «Совет производителей энергии» прошел практический семинар по теплоснабжению