За последние месяцы мировые цены на металл и другие строительные материалы существенно выросли. Какие риски это несет для текущего поддержания инфраструктуры и реализации крупных инфраструктурных объектов в регионе, какие пути выхода из ситуации существуют — в материале РБК Новосибирск.

Почему взлетели цены на металл
С ноября прошлого года цены на металлургическую продукцию и арматуру выросли почти на 90%. По словам директора центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, сегодня во всем мире происходит резкое повышение цен на биржевые товары, в том числе и на металл.

«Так произошло потому, что во время пандемии все страны начали спасать свое население — напечатали массу денег и выпустили их в обращение. Сегодня их объем оценивается примерно в $11 трлн. Это вызвало инфляцию — деньги стали дешевыми и на фоне этого предприниматели стали повышать цены на свои товары», — сказал Остапкович.

В исследовании Finam говорится, что во время первой волны пандемии в США и странах Европы значительно снизились объемы производства металла. В то же время Россия оказалась в числе стран, избежавших падения объемов производства металла в 2020 году. На фоне роста мировых цен на металл отечественные производители металла увеличили экспортные поставки своей продукции.

«Российские металлурги оказались в выигрыше от благоприятной внешней конъюнктуры. Хотя внутренний рынок остается для них основным, на экспорт в 2020 году было продано более трети выпущенной стальной продукции, в том числе около 28% стального проката. В 1 кв. 2021 доля экспорта в выручке крупнейших компаний снова увеличилась», — заявили эксперты Finam.

Теплоэнергетика
Рост цен на черные и цветные металлы негативно отразится, прежде всего, на сфере теплоэнергетики, считают эксперты. Удорожание черного металла привело к росту цен на изделия из него, в том числе труб, лотков для трубопроводов.

«С учетом высокой изношенности тепловых сетей, проведение плановых летних и аварийных ремонтных работ существенно дорожает. При этом тарифы на энергоносители не учитывают такого роста цен, что скажется не только на объемах проведения ремонтных работ, но и на финансовых показателях компаний теплоэнергетики», — отметила заместитель заведующего кафедрой экологической безопасности и управления природопользованием НГУЭУ Ольга Тарасова.

Кроме того, большой спрос и простой предприятий во время введения противоэпидемиологических ограничений в 2020 году привели к дефициту металлопроката и изделиям из него. Все это привело к срывам сроков поставок труб и комплектующих и, соответственно, увеличению сроков ремонтных работ.

В итоге сегодня в сфере ЖКХ вынуждено откладываются ремонтные работы. Сфера ЖКХ стоит перед выбором — снижать норму прибыли или не делать запланированные ремонты. Влияние роста цен на металл отметили и в Сибирской генерирующей компании (СГК): в прошлом году компания заменила в Новосибирске 5 км теплосетей, в этом году — 2 км.

«У нас в программе капремонта 9 участков в этом году, суммарно это 2 километра, — отметил директор Новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков. — Важно отметить, что общая годовая сумма вложений в ремонт практически не изменилась по сравнению с прошлым годом. Однако есть объективные обстоятельства: у нас металл по некоторым позициям (и по трубе, и по прокату) вырос до двух с половиной раз с января месяца. Рост стоимости касается как труб, так и лотков, сделанных из железобетона. И сейчас пришли прайсы — со второго полугодия ещё 5% дают роста. Мы все заложники стали этой динамики цен. Поэтому в деньгах те же самые цифры, восемьсот с лишним миллионов, а в физике — два километра».

По мнению Ольги Тарасовой, в этом году стоит ожидать от предприятий теплоэнергетики предложений о пересмотре и увеличении тарифов на энергоносители. Однако, считает Тарасова, сделать это не удастся, поэтому компании самостоятельно будут нести часть увеличившейся финансовой нагрузки, что снизит возможности деятельности.

Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов в ответе РБК Новосибирск сообщил, что на начало июля министерство не получало обращений от участников рынка на фоне роста цен на металл. «Реализация ремонтных работ на сетях тепло-, водоснабжения в межотопительный сезон 2021 осуществляется в рамках заключенных договоров», — отметил министр.

Но вопросы вызывают дальнейшие планы: готова ли будет СГК подписать в этом году концессионное соглашение в теплосетевом хозяйстве на 5,5 млрд рублей и выполнить обещанный объем работ. Предложение городу — объемы работ по ремонту и развитию теплосетей, формировалось в совсем другой рыночной конъюнктуре — до роста цен на металл.

Строительство
На строительном рынке уже заметно замедление реализации проектов, и даже отказ от ряда строек.По словам директора Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Максима Федорченко, удорожание металла спровоцировало обвальный рост цен практически на все строительные материалы. С ноября прошлого года кирпич подорожал на 50%, древесина и изделия из нее — на 40%, электромонтажное оборудование и кабели — 30%, отделочные материалы — на 15-30%.

«Этот рост цен пока не демонстрирует тенденции к снижению. Поэтому некоторые застройщики уже притормозили освоение новых земельных участков. Это, к сожалению, чревато сокращением предложения и ростом цен на рынке уже для потребителя», — сказал Федорченко.

Доцент кафедры финансовых рынков и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари, оценивает подорожание себестоимости жилищного строительства подорожала на 7-15%, коммерческой недвижимости — на 50%. «Ресурсов под подобное удорожание у бизнеса нет, большинство отказывается от строительства или ремонтов, что тормозит развитие бизнеса и страны», — отметил Коложвари.

Заместитель министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков сообщил, что в связи с ростом цен на металл в регионе уже наблюдается срыв сроков проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов.

Дорожная отрасль
«В текущем моменте, увеличение сроков проведения ремонтных работ по сетям дестабилизирует и так сложную дорожную ситуацию, тупики и объезды создают дополнительные заторы на дорогах, увеличивают в разы время перемещения из одного места города в другое, препятствует нормальной работе скорой помощи, создает другие трудности жителям», — отмечает Ольга Тарасова.

По словам эксперта проекта «Безопасные и качественные дороги» ОНФ Александра Стефанова, увеличение стоимости металла отразилось на сфере дорожного строительства. «Рост цен повлиял как напрямую — увеличение стоимости элементов обустройства, металлоконструкций мостов и водопропускных труб, — так и косвенно, из-за удорожания сопутствующих материалов, машин и механизмов. Большинство оборудования в дорожной сфере — импортного производства», — сказал специалист.

Перспективы
Для урегулирования ситуации на внутреннем рынке металлов российские власти с 1 августа по 31 декабря планируют ввести пошлины на экспорт черных и цветных металлов за пределы Евразийского экономического союза. Благодаря этому руководство страны надеется дополнительно получить в бюджет до 160 млрд руб. По словам Остапковича, введением пошлин власти хотят заставить производителей металла продавать его на внутреннем рынке, сделав его экспорт невыгодным.

Руководитель направления аналитики цифровой платформы закупок «Кирпич» Юрий Воронов уверен, что ввод пошлин вызовет рост цен на металлы на внутреннем рынке. «Основной поток продукции все равно будет уходить на зарубежные рынки, что приведет к искусственному дефициту предложения внутри страны и краткосрочному повышению стоимости товара. Эффект от введения экспортных пошлин рынок почувствует лишь через 2–3 месяца», — сказал Воронов.

Еще одним способом сдерживания роста цен на металлы на внутреннем рынке Остапкович считает договоренности между властями и производителями металла о выплатах компенсаций за экономические убытки за реализацию продукции на внутреннем рынке. При этом эксперт отметил, что основным фактором ценообразования на металл является пандемия коронавируса. «Пока в мире тенденция хоть и неблагоприятная, но консервативная. Конечно, 2021-й год будет выпадающим. В 22-м году рынки найдут равновесие, и цена начнет понижаться, она не может все время расти», — отметил Остапкович.

Риски для «длинных» проектов
По мнению Коложвари, есть риск, что на фоне увеличения стоимости металлов количество инвесторов в крупных инфраструктурных проектах сократится — прежде всего, за счет ухода с рынка среднего бизнеса. «Компании вынуждены будут приостановить свою деятельность и перепрофилироваться на что-то менее капиталоемкое, или занимать все больше денег и работать, пока не «надорвутся». В любом случае, они будут вынуждены уйти с рынка», — сказал Коложвари. Крупные компании переживут непростой период, и скорее всего, не откажутся от инвестиционных планов, уверен он.

В Новосибирской области в этом году одним из крупных долгосрочных проектов должна стать 10-летняя программа ремонта и развития теплосетей. На сегодня СГК подтверждает готовность подписать концессионное соглашение с властями Новосибирска, объем вложений останется на ранее запланированном уровне — 5,5 млрд рублей.

Независимый эксперт в сфере энергетики Сергей Бухаров считает, что рост цен — дополнительный стимул к скорейшему выходу на подписание концессий по теплоснабжению. «Нужно как можно быстрее начать выполнять инвестиционную программу — когда концессионер видит вектор своего развития на год-два, он понимает, какие материалы ему нужны, то он может закупить необходимые ему материалы по более низкой цене, пока она не взлетела», — сказал Бухаров.

Крупный социальный объект — Ледовая арена, может подорожать, допустил министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт. «Допускается увеличение цены госконтракта в пределах сметной стоимости, получившей положительное заключение государственной экспертизы, но не более чем на 30 процентов», — сообщил министр в начале июля.

Директор Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Максим Федорченко рассказал, что Минстрой РФ и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) инициировали внесение поправок в 44-ФЗ, которые позволили бы корректировать сметы. По словам эксперта, в сложившейся ситуации есть еще одна опасность — при удорожании стоимости объектов дополнительных денег региональным властям никто не даст. Поэтому регионам придется рассчитывать только на свои ресурсы. «Это очень серьезная проблема, подобных которой не было с 90-х годов. Все производители говорят, что цены только вырастут. Придется искать решение этой проблемы и строительному сообществу, и властям», — сказал Федорченко.

РБК

Версия для печати

Ранее

18.04.2024 11:28Необходимо учесть в параметрах КОМ и КОММОД увеличение расходов на ремонты и модернизацию

12.04.2024 18:00Ассоциация «Совет производителей энергии» приняла участие в практическом семинаре в сфере тарифного регулирования ФАС

03.04.2024 14:57В Совете Федерации обсудили вопросы регуляторных соглашений в инфраструктурных отраслях экономики

02.04.2024 14:47Президент России Владимир Путин поручил направить 4,5 трлн рублей на модернизацию ЖКХ

28.03.2024 13:36Николай Шульгинов: «Продолжается активная работа по всем направлениям в отраслях ТЭК»