Экономические сложности периода пандемии в полной мере ощутили ресурсоснабжающие компании, и без того имеющие дело с колоссальным количеством неплатежей. «Восток-Медиа» попыталось разобраться, за счёт чего энергетики пытаются выруливать из финансового провала и в чём видят перспективы.

Мораторий на пени, введённый правительством ровно год назад, 6 апреля 2020 года, стал подарком должникам и головной болью для коммунальщиков: возможность безнаказанной отсрочки долга расслабила даже тех, кто старался ранее не накапливать задолженности. Сыграла свою роль и сложная ситуация на рынке труда: как известно, из-за пандемии целые отрасли оказались в глубоком кризисе и вынуждены были терять доходы и людей.

Люди, в свою очередь, теряли гарантированную зарплату, и неплатежи по коммуналке явились закономерным следствием и неминуемым звеном всеобщего кризиса. Действие моратория на пени и долги ЖКХ закончилось 31 декабря, но было бы наивно полагать, что в январе все должники тут же понесли деньги коммунальщикам.

По данным Росстата, задолженности россиян перед поставщиками коммунальных услуг к настоящему времени исчисляется сотнями миллиардов рублей: только за период пандемии общий долг потребителей вырос на 55 миллиардов рублей и достиг 625 миллиардов. По итогам 2020 года ресурсоснабжающие компании России недополучили от потребителей за тепловую энергию около 150 миллиардов рублей, не считая выпадающих доходов от поставок электричества и газа.

Только за первый месяц 2021 года энергоснабжающие организации недополучили 28,7 миллиарда рублей, а общий долг в теплоэнергетике составил 237,9 миллиарда рублей. Часть этого огромного долга вообще не имеет шансов быть погашенной из-за того, что некоторые организации прекратили свою деятельность. Многие УК и ТСЖ неуклонно движутся в сторону банкротства.

— Дальневосточный федеральный округ в этом смысле не выделяется на фоне других регионов: долги накопились по всей стране одинаково, и везде сразу заметно возросла аварийность на теплосетях. Это разрешение не платить будет сказываться на энергетике ещё несколько лет, — уверен президент некоммерческого партнёрства «Российское теплоснабжение» Виктор Семёнов. Одновременно он привёл в пример Азербайджан, где закон суров по отношению к неплательщикам и разрешает сразу лишать должников коммунальных благ. При таком порядке, разумеется, граждане предпочитают платить, а не замерзать в своих квартирах.

АО «Дальневосточная генерирующая компания» в 2020 году из-за моратория не проводила акцию по списанию пени, как раньше. При этом в 2018 году такая акция имела успех: почти 50 тысяч абонентов, задолжавших «ДГК» за услуги отопления и горячего водоснабжения, рассчитались с долгами, заплатив в общей сложности свыше 235 миллионов рублей.

Несмотря на сегодняшний кризис, Министерство экономического развития РФ нацеливает регионы на увеличение показателей энергоэффективности к 2050 году в два раза от нынешнего уровня. Об этом в марте заявил директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии ведомства Петр Бобылев. По его словам, прогресс в этой сфере может быть достигнут за счет модернизации ТЭЦ и ввода в эксплуатацию новых мощностей.

О том, за счёт чего предполагается наращивать мощности российских ТЭЦ, в ходе февральского межрегионального онлайн-семинара говорил замглавы Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Георгий Попов. В своём докладе, посвящённом целевой модели рынка тепла, он отметил, что важную роль призван сыграть переход муниципалитетов к новой модели рынка тепла — об этой модели «Восток-Медиа» уже рассказывало ранее. Её ключевыми понятиями являются метод альткотельной и ценовая зона теплоснабжения.

Суть этих понятий заключается в справедливом способе расчёта тарифов на тепловую энергию, когда в городе или системе теплоснабжения регулятор устанавливает единый предельный уровень цены для потребителей, превышать который ни один из поставщиков не может. При внедрении метода альтернативной котельной цена на тепло рассчитывается по единому для всей страны эталону.

Для всех компаний используются одинаковые подходы, исключаются дискриминационные ценовые условия для потребителей одного муниципального образования или системы теплоснабжения. Внедрение механизма позволяет упростить регулирование в сфере теплоснабжения, создать благоприятные условия для инвестиций в теплоснабжение, сформировать источник средств на развитие систем теплоснабжения.

Такой механизм, по словам Георгия Попова, позволяет формировать долгосрочные отношения с теплоснабжающими предприятиями, что даёт возможность реализовывать масштабные инвестиционные программы с предсказуемой ценой тепла на период до десяти лет. Новая модель удваивает инвестиции в сравнении с аналогичным показателем при существующем порядке тарифного регулирования. В настоящее время к целевой модели рынка тепла уже перешли 18 муниципалитетов страны, и в ближайшее время в них ожидается кратный рост инвестиций — на общую сумму порядка 120 миллиардов рублей. Инвестиции по времени растянуты на 5-15 лет, но опережающими темпами средства вкладываются в теплоэнергетику уже сейчас.

В городах, где новый принцип расчёта тарифов уже действует, актуализируется ещё один термин: единая теплоснабжающая организация (ЕТО). ЕТО отвечает за качество перед потребителем и за развитие — перед государством. При этом государство гарантирует ЕТО окупаемость, возврат инвестиций и то, что у предприятия останется вся прибыль от сокращения издержек. Крупные энергокомпании дают потребителям так называемую добровольную скидку и берут на себя социальные обязательства продавать тепло по цене ниже предельного уровня, обозначенного в расчётах альтернативной котельной. Выигрывает потребитель, который получает сдержанный тариф.

Выигрывает и муниципалитет: в статусе ЕТО появляется организация, которая несёт ответственность за качественное теплоснабжение потребителей. Вдобавок переход на метод альткотельной помогает местной власти привлечь средства для модернизации теплоснабжения и решения проблем в отрасли.

Однако пока вопрос перехода на ценовую зону теплоснабжения и метод альткотельной оставлен на выбор муниципалитетов и регионов. Например, в Амурской области пилотными населёнными пунктами для новой модели стали Благовещенск и два посёлка — Прогресс и Чигири. Сейчас заявления о создании там ценовых зон теплоснабжения проходят согласование в Минэнерго России. Завершить переход на метод альтернативной котельной в рамках данного проекта планируется летом 2021 года.

Но далеко не везде новая модель нашла понимание у местных элит и чиновников. В частности, «Восток-Медиа» рассказывало, что рекомендованный Минэнерго переход тормозят в Бурятии и Забайкалье, тогда как именно в этих регионах наиболее остро стоит проблема модернизации теплостанций и переключения частного сектора на централизованное отопление — по мнению экспертов, это помогло бы сделать воздух в Чите и Улан-Удэ намного чище.

https://vostokmedia.com/

Версия для печати

Ранее

12.04.2024 18:00Ассоциация «Совет производителей энергии» приняла участие в практическом семинаре в сфере тарифного регулирования ФАС

03.04.2024 14:57В Совете Федерации обсудили вопросы регуляторных соглашений в инфраструктурных отраслях экономики

02.04.2024 14:47Президент России Владимир Путин поручил направить 4,5 трлн рублей на модернизацию ЖКХ

28.03.2024 13:36Николай Шульгинов: «Продолжается активная работа по всем направлениям в отраслях ТЭК»

28.03.2024 13:21«Совет рынка» определил предельные уровни УРУТ при продаже электроэнергии на ОРЭМ