Бизнес раскритиковал проект стратегии развития ЖКХ до 2030 года, разработанный Минстроем. Документ нуждается в серьезной доработке, сказано в письме главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина в адрес замглавы министерства Светланы Ивановой (есть у «Известий»). Стратегия устанавливает целевые темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении на уровне 2% ежегодно в 2020–2023 годах и 3% с 2023 года. Бизнес считает, что такие темпы недостаточны для «предотвращения дальнейшей деградации инфраструктуры теплоснабжения» страны. Учитывая износ теплосетей РФ на уровне 60–80%, минимальный темп их обновления должен составить 5% в течение ближайших 10 лет, уверены в РСПП.

Стратегический просчет
Проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, разработанный Минстроем, нуждается в серьезной доработке, сказано в письме президента РСПП Александра Шохина в адрес замглавы министерства Светланы Ивановой. Документ от 15 октября есть у «Известий».

«Целевые темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении на уровне 2% [ежегодно] в 2020–2023 годы и 3% с 2023-го недостаточны для достижения поставленной в стратегии цели предотвращения дальнейшей деградации инфраструктуры теплоснабжения», — сказано в приложении к письму с критикой на 56 страницах.

При износе исчерпавших нормативный срок эксплуатации теплосетей страны на 60-80% требуемый уровень ежегодной их замены для ускоренной модернизации системы теплоснабжения составляет 6–8% ежегодно, отметили в РСПП. А минимальный показатель должен быть не 2–3%, как указано в стратегии, а 5% ежегодно в течение ближайших десяти лет, считают представители бизнеса.

При этом целевые темпы стратегии по сокращению потерь тепловой энергии с 12,3% до 6,7% к 2030 году реализуемы только при осуществлении ускоренной (6–8% в год) программы модернизации системы теплоснабжения, предупредили в РСПП.

Для решения проблемы обновления инфраструктуры страны бизнес предложил внести в стратегию положения о господдержке (субсидируемой ставке по кредитам) и софинансировании проектов модернизации тепловых и водопроводных сетей.

Планы замены сетей, заявленные в стратегии, никак нельзя назвать амбициозными — этого недостаточно для улучшения состояния коммунального комплекса страны, согласен директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.

По данным Росстата, за период с 2005-го по 2019-й ежегодная замена сетей теплоснабжения составляла в среднем 2,6% общей протяженности. За этот же период процент сетей, нуждающихся в замене, вырос с 44,7% до 51,6%, отметил эксперт.

— Если упростить интерпретацию статистики, картина такая: в год перекладывали в среднем 4 тыс. км, а состояние ухудшалось до критического у еще 5 тыс. км. Это за 14 лет. Поэтому 2–3% ежегодной замены точно недостаточно, — подчеркнул Илья Долматов.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года был разработан Минстроем по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина. Документ включает задачи по таким направлениям, как промышленное и жилищное строительство, ЖКХ, комфортная городская среда.

Безоценочное суждение
Повышенный износ сетей может приводить к частым аварийным ситуациям в системах отопления и, как следствие, к недоотпуску тепловой энергии потребителям и упущенной выгоде поставщиков, сказали в НП «Совет рынка». Аварийные ситуации в системах могут приводить и к ограничениям, связанным с выработкой электричества, что особенно критично в отопительный период, когда нагрузка на тепловую и электрическую сеть максимальная, добавили в организации.

Из проекта стратегии неясно, какой объем инвестиций планируется привлечь для ее реализации, и это минус, отметил Илья Долматов. В ассоциации «Совет производителей энергии» с этим согласились, добавив, что в документе не установлены соотношения между частным и госфинансированием.

— Стимулирование инвестиций в проекте стратегии сводится лишь к констатации факта дефицита необходимых средств в сфере ЖКХ, в том числе частных, — отметили в ассоциации.

Указанные в документе темпы модернизации коммунальной инфраструктуры необходимо соотнести с ресурсами и возможностями бюджетов территорий, существующих и планируемых госпрограмм, потенциалом хозяйствующих субъектов, сказал «Известиям» член комитета по энергетике Госдумы РФ Борис Гладких.

В компании «Т-Плюс» добавили, что стратегия не учитывает значимость цифровой трансформации и ESG-повестки в сфере ЖКХ. Также документ не содержит представления о расширении мер и инструментов по повышению надежности коммунального комплекса, заметил Борис Гладких. Кроме того, в стратегии не отражена необходимость системных мер господдержки модернизации инфраструктуры, заключили в «Совете производителей энергии».

Впрочем, при ряде недостатков в документе есть и положительные моменты, например, впервые сказано о повышении социальной защищенности населения при определении доли расходов, приходящихся на оплату жилищно-коммунальных услуг, отметили в Сибирской генерирующей компании.

Проблемы и решения
В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) считают, что замечания, высказанные к стратегии от отрасли теплоснабжения, справедливы и для водопроводно-канализационного хозяйства.

— Износ инфраструктуры — это не только сети. Серьезной модернизации требуют объекты водоподготовки, очистные сооружения, многие из которых строились в 1960–1970-е годы и требуют капитального ремонта, — отметили в РАВВ.

За счет тарифов реализовать мероприятия по обновлению инфраструктуры в полном объеме невозможно, отрасль водоснабжения не генерирует прибыль, добавили в организации. При этом действенных методов по изменению ситуации в секторе в проекте стратегии не предложено, заключили в РАВВ.

Обновление изношенных сетей требует высоких капвложений, но при этом правительству важно ограничить рост тарифов для населения, отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. Даже в крупных городах на коммуналку российские семьи тратят около 13% своих доходов, добавил он. Для форсированного обновления сетей необходим опережающий рост реальных доходов населения или финансирование его из бюджета, считает Александр Григорьев.

Чтобы исправить нынешнюю ситуацию в отрасли, нужны эффективные собственники, а для этого она должна стать привлекательной как бизнес, отметил Илья Долматов. С этой целью стоит установить рациональное ценообразование и снизить администрирование, добавил эксперт.

В Минстрое на запрос «Известий» не ответили.

Известия









Версия для печати

Ранее

24.04.2024 06:58Минэнерго предложило в отборе энергомощности на 2027 год учесть рост цен

19.04.2024 17:38Председателем Набсовета Ассоциации «Совет производителей энергии» переизбрана Александра Панина

18.04.2024 11:28Необходимо учесть в параметрах КОМ и КОММОД увеличение расходов на ремонты и модернизацию

12.04.2024 18:00Ассоциация «Совет производителей энергии» приняла участие в практическом семинаре в сфере тарифного регулирования ФАС

03.04.2024 14:57В Совете Федерации обсудили вопросы регуляторных соглашений в инфраструктурных отраслях экономики